Êëóá Ôèëîêàðòèñò - Ìèð îòêðûòîê Êëóá Ôèëîêàðòèñò - Ìèð îòêðûòîê
Главная
Авторы
Книжная полка
Читальный зал
Словарь терминов
Полезные разделы:

Форумы по Филателии

Форумы по Филокартии

Книга Филокартиста:

Библиотека:

Книги Филокартиста

Статьи для Филокартиста

Терминология Филокартиста

Наши партнеры:

Клуб Бонистика

Цены на боны России

 
Статья
 
НОВАЯ ОТРАСЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.
 
Статья Н. Л. Шабельской *)

В 1871 г. Россия вступила в международный почтовый союз и тогда же у нас была введена – как в Западной Европе – почтовая карточка, так называемое «открытое письмо». Польза и практичность этого крайне дешевого способа корреспонденции давно уже и вполне оценена, как за границей, так и у нас. Но за последние два года открытое письмо изменило свой наружный вид и, вместо простого, без всяких украшений, бланка, явилась вдруг художественная, богато и разнообразно украшенная, почтовая карточка. Благодаря тому, что в составлении рисунка и орнамента для таких карточек приняли деятельное участие лучшие западные художники, они быстро распространились в публике и стремление коллекционировать их не только обратилось в моду, но, вернее сказать, перешло прямо в страсть и достигло высшей степени увлечения, отчасти даже вытесняя собою собирание фотографий, гравюр, почтовых марок и т.д.

Большой спрос художественных карточек на Западе, особенно со стороны англичан и американцев, объясняется их важным значением: они, помимо своего обыкновенного, повседневного служения, представляют собою ещё образовательное пособие по всем отраслям искусства и знания, так что, – забавляя, они учат.
На Западе, в больших рабочих центрах, давно уже сознали необходимость учреждения музеев, передвижных выставок, доступных для каждого. Всё это приносит замечательные плоды, благодарные результаты, но требует много хлопот и больших затрат. У нас, где таких учреждений очень мало, где вообще мало распространено знакомство с разнообразно богатой природой, как своей, так и чужой, а также и с лучшими памятниками седой старины, такая художественная карточка, к украшению которой привлекаются лучшие художественные силы, лучшие усовершенствования художественной промышленности, может принести особенно большую пользу, восполняя отчасти отсутствие указанных выше учреждений: при своей дешевизне, она может быть доступна всем, проникать в самые глухие, отдалённые провинции и даже села, и этим самым научить многому и развить у нас художественный вкус.


Во время двухлетнего путешествия по Европе я имела возможность познакомиться с этой новой отраслью художественной промышленности и искусства в их лучших образцах. И так разнообразны эти произведения по своему содержанию, как они поучительны, как красивы и изящны!..


Почтовая художественная карточка учит географии, представляя виды всевозможных местностей, гор, морей, городов; учит искусству, воспроизводя памятники архитектуры, скульптуры, живописи разных времён и народов. Подписи на ней указывают, где какая местность, когда и кем построен храм, кому и за что поставлен памятник и т.д., – этим воскрешается в памяти забытое, дается первое, притом живое и ясное знакомство незнающим. Художественная карточка иллюстрирует такие местности и чудеса природы, описания которых нельзя встретить в учебниках, не могущих дать ясной картины описываемых местностей и наглядной иллюстрации их.


Все выставки за последние годы: Чикагская, Антверпенская, Брюссельская, Швейцарская, Берлинская, Шведская, Трансваальская, Будапештская, Венская Юбилейная и мн. др. воспроизведены в лучших своих памятниках на этих карточках, и они дают возможность почти всем сохранить память об этих трудах человеческого ума и успеха промышленности, познакомиться с ними, помимо недоступных по своей дороговизне специальных изданий и фотографий. Всякое замечательное событие: политическое, гражданское, народное, юбилеи знаменитых людей, ученые открытия по всем отраслям знания и искусства, исторические и военные сцены, портреты знаменитых деятелей, с указанием дня их рождения и выдающихся произведений, автографы, остроумные карикатуры на явления современной жизни, – всё это находится на той же почтовой карточке.



Затем идёт воспроизведение целыми сериями типов, бытовых сцен, интересных народных одежд и т.д. На небольшом пространстве почтовой карточки мы видим художественно исполненную типичную фигуру голландки, окруженную родной ей обстановкой, узнаём её повседневные работы и занятия; видим бельгийцев и их костюмы, любопытные фламандские чепцы… Германия роскошно издала также одежды народностей своей земли, образцы которых с таким трудом и любовью собраны в превосходном этнографическом музее в Берлине, благодаря знаменитому профессору Вирхову [Рудольф Людвиг Карл Вирхов (нем. Rudolf Ludwig Karl Virchow, 13 октября 1821, Шифельбайн, Померания — 5 сентября 1902, Берлин) — немецкий учёный и политический деятель второй половины XIX столетия, врач, патологоанатом, гистолог, физиолог, один из основоположников клеточной теории в биологии и медицине, основоположник теории клеточной патологии в медицине; был известен также как археолог, антрополог и палеонтолог] и другим деятелям; рисунки этих одежд воспроизведены с удивительной точностью и необыкновенным изяществом. В числе берлинских изданий очень хороши серии Шпревальда и Гольголанда с замечательными одеждами населения [этих местностей]. На той же почтовой карточке темно-синие леса Шварцвальда и его красивое население дали множество оригинальных сюжетов. Поражает также своим разнообразием богатая серия баварских одежд и художественно исполненные гессенские типы. Швейцария дала свою сказочную природу и свои прелестные одежды. Несколько серий старинных германских одежд XVI и XVII веков удивляют тонкостью и верностью исполнения. Хороши головки маркиз времён первой Империи и их своеобразными причёсками.


На этом всеобщем конкурсе почтовых карточек, венские художники наиболее выделяются красотой и оригинальностью сюжетов, ими избранных; так, художник Главачек [Главачек Антон (Hlavacek Anton, 1842, Вена – 1926) — австрийский живописец, экспонировался в Вене, Берлине, Брюсселе, Амстердаме и других городах Европы, был также известен в России, где его работы охотно покупали коллекционеры, репродуцировали российские журналы («Нива» и др.), они печатались в виде почтовых карточек] издал целый ряд прелестно исполненных видов Тироля, его чудных гор и озёр.


Кроме всех поименованных сюжетов, не забыта в карточках эпоха Возрождения. Италия, с обычным ей вкусом, украсила художественную почтовую карточку своими костюмами, представила чудесные виды своих берегов; серии «Riviera» и «Sestri Levanti», красотою рисунка и исполнением, походят на хорошую акварель. Помимо всех видов и всего, чем богато изобилует эта страна искусства, она дала ещё ряд юбилейных карточек, как, например: юбилей церкви св. Амвросия, юбилей Вольта и других. Афины, Константинополь, Палестина, Египет, Индия, Китай, Япония, Алжир, Испания, Франция, Англия, Швеция – всё, что есть замечательного в этих странах и достойного изучения, вы найдёте на той же почтовой карточке, цена которой всего-навсего пять, десять пфеннигов. Многие серии имеют объяснительные брошюры, в виде кратких исторических очерков с указанием: откуда были взяты рисунки, кем и когда были исполнены оригиналы, – как, например, серия карточек из древней еврейской жизни профессора Морица Опенгейма [Оппенхейм Мориц Даниэль (Oppenheim Moritz Daniel; 1801, Ганау, – 1882, Франкфурт-на-Майне), немецкий живописец, профессор] и других. Сколько нужно трудов и издержек, чтобы желающий мог познакомиться и изучить, при помощи собирания дорогих фотографий, или при покупке ещё более дорогих изданий, тот громадный, бесконечно разнообразный материал, что помещён на маленьком клочке бумаги, представляющем собой почтовую карточку!

Замечательные воспроизведения сокровищ музеев, снимки с картин знаменитых древних мастеров, как Альбрехт Дюрер, Франц Гальс, Ганс Мемлинг, Антон ван Дэйк, Иоанн ван Ейк, Миерис, Гольбейн, Рембрандт, Рубенс, Кранах старший и друг. – всех не перечесть, – чередуются на почтовой карточке с произведениями более новых современных художников и дают возможность составить коллекцию известных произведений живописи и ваяния даже по школам. Чтобы покончить перечень всех чудес, которые могут дать нам эти недорогие, но драгоценные по своему значению карточки, необходимо упомянуть ещё, что есть открытые письма, остроумно и прелестно воспроизводящие легенды гор, озёр, замков, которыми так богата, например, Германия: вот Рейн с чудными легендарными берегами и замками, Шварцвальд со своими никсами, русалками, гномами, рыцарями. Очень красиво воспроизведены героини Вагнеровских произведений. Целый мир фантазии воссоздан художниками Мюнхена и Дюссельдорфа; между ними особенно выдаются почтовые карточки общества художников «Mahlkasten*» [*правильно «Malkasten» (нем. «Этюдник»), создано в Дюссельдорфе во время революционных событий 1848 молодыми художниками, отказавшимся подчиняться академическому уставу, стремившиеся к отображению событий современной истории, тяготевшие к бытовому жанру], которое, по случаю своего пятидесятилетнего юбилея, издало целый ряд почтовых карточек, одна интереснее другой, на всевозможные сюжеты. Есть ещё отдел тканых карточек разными шелками по белому фону: виды города Крефильда, его памятников, церквей, портреты знаменитых людей и т.д.

Художники берут сюжеты отовсюду: птицы, насекомые, разные животные, восхитительно исполняются со всей грацией, присущей каждой породе.

Наброски из студенческой жизни полны юмора. Некоторые серии, кроме прекрасно исполненных типических сцен, украшаются стихами, песнями, изречениями. Вот подпись к почтовой карточке, на которой изображена беседа собравшихся студентов:
Heute lustig, morgen froh,
Ubermorgen – wieder so.
(с нем. «Сегодня повеселимся, завтра порадуемся,
Послезавтра – продолжим в том же духе»)

Есть карточки с астрономическими сюжетами: небо, звёзды, их спутники, научным образом изображены на этих волшебных лоскутках бумаги; встречаются даже и археологические темы, которые популяризуют интересные предметы раскопок.

Помимо всего вышесказанного, появление почтовой карточки вызвало значительную промышленность. За эти два года открылось за границей множество магазинов, даже складов, торгующих исключительно одними артистическими карточками, делающих большие денежные обороты этим товаром. В Гамбурге, во время маневров в присутствии императора Вильгельма II, было продано до 70.000 почтовых карточек с изображением Императора маневрирующих войск. Во время посещения Гамбурга Их Императорскими Величествами Государем Императором и Государыней Императрицей Александрой Федоровной в 1896 году, в течение четырёх часов, было продано 7 000 карточек, изданных в память открытия русской часовни. В Париже, серия почтовых карточек талантливого художника Мюша (Мухи) с афишами, составленными им для пьес Сарры Бернар, разошлись в несколько дней. В Германии возникли целые фабрики, специально изготавливающие художественные открытые письма, и которые имеют своих представителей, агентов, разъезжающих по городам, с предложением образцов, принимающих заказы. Торговцы наперерыв друг перед другом, стараются пораньше заполучить свои заказы, верно рассчитывая скорый сбыт, как это было с почтовой карточкой по смерти Бисмарка, с изображением сцен из его жизни, чествования его памяти, замечательных его изречений и проч.: в первый же день они были все распроданы.




Мне удалось собрать несколько тысяч художественных карточек, между ними есть и акварельные, исполненные известными художниками, - они помещены в специальных альбомах, которые в свою очередь стали новой отраслью промышленности.

Важное значение художественной почтовой карточки очевидно для всех, но ещё больше польза её для людей, не имеющих средств дать своим детям желаемое образование. Живя в больших центрах, дети недостаточных семейств находятся в лучших условиях, - тут помогают музеи, художественные выставки и даже артистические выставки магазинных окон; всё это развивает вкус и чувство изящного. Люди же удалённые от больших городов, живущие на далёких окраинах, куда с трудом привозится дешевая книжка, должны довольствоваться случайно занесёнными плохими рисунками, которые приучают глаз ребёнка смотреть неправильно. Тут на помощь может явиться художественно исполненная почтовая карточка, стоящая так дёшево. Ребёнок при помощи её привыкает видеть рисунок, правильно исполненный, знакомится с красотой колорита, с разнообразными оттенками и переливами красок.

Русский народ издревле любил всевозможные изображения и картины. Замечательный труд Ровинского «Русские Народные Картинки» [Дмитрий Александрович Ровинский (16 (28) августа 1824, Москва — 11 (23) июня 1895, Бад-Вильдунген, Германия) — русский юрист, знаменитый как историк искусства и составитель справочников по русским портретам и гравюре XVIII—XIX веков; почётный член Академии наук и Академии художеств] воочию показывает нам, как любили в древности у нас картины! Тысячами получались в начале XVII в. Фряжские листы, носившие название потешных немецких печатных листов, и как, наконец, стали делать лубочные картины. Покупали их и в царский дворец, забавлялись этими листами дети, а вместе с тем получали из них сведения о некоторых предметах Истории, Географии и проч. В этих лубочных картинах была насущная необходимость, они разносились по всей обширной России особого рода продавцами, называемыми ходебщиками, офенями, или коробейнками. Этого рода торговлей занимались, да занимаются и теперь, преимущественно крестьяне Владимирской губ., которые укладывают разный мелкий товар в коробья и разносят его во все концы России, от Сибири до Южных губерний. Офени часто ездили обозом, но преимущественно они носили на себе тюки с товарами для своих неприхотливых покупателей, и, между всякими мелочами, были непременно лубочные картинки, которые они закупали тысячами и развозили в своих лубочных коробах. Раскупались они с жадностью, выменивали их, при случае, на рукоделия и помещали их в избе, смотря по содержанию: духовные – в переднем почётном углу, под образами, мирские – по сторонам избы, детям в науку, а всем в утеху. В старину лубочные картины приносили пользу: через них узнавали события, познавались герои, и всё, что давали лубочные листы нового, небывалого, невиданного, – возбуждало любопытство и надолго оставалось в памяти; они были своего рода газетой того времени. Был и есть ещё один способ распространения в русском народе всякого рода живописных изображений, – это издревле любимая народная картинная галерея: внутренняя сторона крышки сундука, или укладки. С давних времён собирали всякого рода картинки и тщательно выклеивали ими, помещая сперва лучшие на крышку сундука, а похуже на внутренние бока его.


Времена переменились. Железные дороги сблизили отдалённые места России с главными центрами, но далеко не все места и окраины близки, почтовые же карточки, по своей дешевизне, может проникнуть всюду и принести свою пользу. Как же не желать всем сердцем, чтобы русские художники уделили частичку своих талантов для этого маленького по объёму предмета искусства, но такого большого по приносимой пользе. Наше дорогое отечество знают за границей лишь интеллигенция и небольшое количество путешественников, но самый народ Запада не знает его вовсе и составляет себе самые дикие понятия о России и русском художестве. За последнее время читающий класс отчасти знаком с нами по переводам наших литературных произведений, но не все их понимают. – Русская художественная почтовая карточка получит на Западе огромный спрос, по своей редкости и своеобразности, и войдёт в моду более, чем карточки других стран. Через неё в Европе узнают живописные места нашего отечества и его сокровища. Россия так богата материалами, что нельзя бояться, чтобы источник его иссяк.

Чудная таинственная природа Севера с её невиданными в Европе обитателями, Архангельская губ., Олонецкая с причудливыми озёрами, где население сохранило многое в нравах, обычаях, одеждах и постройках из давно прошедшего, – всё это несомненно будет интересно. Живописные берега Волги, Камы, Урал с его красотами, бесконечно богатая Сибирь, – какой громадный неисчерпаемый материал для того, кто умеет видеть, понимать, ценить, кто умеет воспроизвести это! Возьмите Крым, этот золотой берег с тысячами причудливых картин, Крым, который во времена глубокой древности был излюбленным местом просвещённых Греков, устроивших там свои колонии. Генуэзцы, Венецианцы тоже избрали Крым для своей обширной торговли с народами того времени. Оживите эти берега страницами из истории прошлого, воскресите богатый Херсонес, Пантикопею [ныне Керчь], Феодосию, Ольвию, старый Крым, – всё полно безграничного интереса. Наши художники черпали много сюжетов из красот Крыма, дали нам великие произведения живописи, но они доступны только немногим, – тому, кто в состоянии их купить. Дайте нам пятикопеечную карточку, художественную серию наподобие Итальянской Ривьеры, и у нас будет своя Ривьера Крыма. Величавый дивно-сказочный Кавказ, его недоступные снеговые исполины, ущелья, бушующие горные реки, — мало чем уступают, а во многом превосходят столь излюбленную Швейцарию. Теперь на этот путь переселения народов обращено всё внимание учёных: Кавказ сохранил в недрах своих гор неисчерпаемые сокровища времён глубокой древности, его посещают как наши, так и европейские учёные для своих изысканий, – не единичными личностями, но, можно сказать, караванами. Возьмите наши Средне-Азиатские владения, их природу, флору, их жителей с характерными одеждами, напоминающими богатство древнего востока, — всё просится быть зарисованным. У нас есть немало живописных городов, полных сокровищами древностей и современных памятников: Петербург, его дворцы, Эрмитаж, Академия Художеств, музеи, частные коллекции и т.п. Москва со своими древними храмами, богатейшими ризницами, музеями, сокровищами Грановитой Палаты, сохранившей до наших времён чудные образцы прошедшего, и, наконец, частные коллекции.

Коллекция русской старины, собранная мною в продолжении двадцати двух лет, заключает в себе не мало интересных предметов и я готова с искренним удовольствием поделиться рисунками с желающими работать по русскому стилю, – не ошибаясь, можно надеяться, что и другие владельцы частных коллекций сделают то же для общей пользы.

Пересчитывая замечательные места нашей родины, нужно упомянуть и Ярославль, эту академию древней живописи, архитектуры, его старинные церкви и .т.; Владимир – его соборы, украшенные разными прилепами, фресками; старый Ростов – с его Белой Палатой и древними церквами; Переславль Залесский, Юрьев Польский, Суздаль, Муром, Нижний Новгород, Киев и т.д. Монастыри, рассыпанные по всей России, все имеют живописное положение и интересны, как памятники прошедшего, и всюду найдётся много драгоценного материала для карточек.

Если же обратиться к нашей литературе – какой громадный источник представляется в её произведениях!.. Возьмём былины, эту древнюю поэзию русского народа, его сказания, песни, или сюжеты из духовной литературы, и – наш народ, который любит всякие духовные листы, будет писать свои грамотки и посылать свои благословения на карточках духовного содержания.

Конечно, можно сказать, что всё это было издано и иллюстрировано в хороших и дорогих изданиях. Да, именно в дорогих, а что есть в дешёвых, то преимущественно плохо исполнено. Даже людям с средними достатками трудно приобрести дорогие издания, людям же с недостаточными средствами они совсем недоступны, а между тем наш народ с древних пор был всегда чрезвычайно отзывчив ко всякому живописному изображению; его любовь ко всякого рода орнаменту видна во всех предметах его домашнего обихода. Как безгранично красива и разнообразна старинная деревянная посуда: чаши двойные, тройные с крышками, братины, ковши, блюда, солонки, бураки, пещерники, колыбели, вальки, ткацкие станки, расписные пряхи, мыкальники, донцы, веретёна, гребни и мн. др. Тут можно встретить и геометрический орнамент, растительный, наивно исполненные человеческие фигуры, сцены из бытовой жизни и т.д.

В Императорском Историческом Музее в Москве находится единственное собрание таких предметов, по красоте и разнообразию орнамента. Собиралась эта коллекция с знанием и любовью в течение нескольких лет и, действительно, залы, наполненные этими вещами, дают полную картину народного быта и вкуса. Также разные украшения изб, тысяча всевозможных предметов, начиная от маленького ларчика, ковшов и солоницы до больших вещей, – все своеобразно, оригинально красиво; удивительный подбор подобных разных вещей находится в том же Императорском Историческом Музее. Богатый материал могут дать старинные русские вышивки, поражающие тонким исполнением и оригинальным орнаментом, вышивки, которые в старину имели большое значение в бытовой жизни, начиная от царских и боярских палат и кончая крестьянской избой, ширинки, обрядовые полотенца, каймы свадебных простынь, завесы, столешники и т.п., – всё покрыто удивительными и самобытными узорами.

Как же не просить, чтобы русские художники обратили своё просвещённое и серьёзное внимание на эту новую отрасль промышленного искусства – почтовую карточку, и чтобы они воспользовались всем тем неисчерпаемым, богатым материалом, который дают наша русская природа и народное искусство.
Почтовая карточка, как одно из орудий распространения знания, развития, чувства изящного, любви к природе, ко всему прекрасному, — не забава, и труд, потраченный на украшение её, в высшей степени важен и плодотворен. Она сослужит великую службу для просвещения народа в самом широком значении этого слова. Художники, работающие для почтовой карточки, будут деятелями на почве народной. Не так давно наши почтовые карточки приготовлялись за границей, в последнее время они стали уже печататься в России и для украшения их привлекаются наши лучшие художники. Пожелаем же, чтобы примеру их последовали и другие наши художники и чтобы наша почтовая карточка стала — такой же художественной, изящной, поучительной и полезной в различных отношениях, как западноевропейская, чтобы эта новая отрасль художественной промышленности всё более развивалась и процветала — на пользу и славу нашего отечества.


*) Статья эта, принадлежащая перу одной из наших главнейших собирательниц и воспроизводительниц предметов отечественного художества, показалась Редакции настолько интересной и важной, особенно в настоящее время, когда идёт вопрос о развитии художественной промышленности, что она решилась как можно полнее иллюстрировать её всевозможными типами художественных почтовых карточек, этой совершенно новой отрасли художественной производительности за границей.

Une nouvelle branche de l’industrie, par M-me N. L. Schabelskaia.
________________________________

Статья перепечатана из журнала «Искусство и художественная промышленность» № 8, 1899 г. (с. 670-682)

! Текст приведён с сохранением пунктуации оригинала, в современной орфографии, с дополнительным делением на абзацы и содержит дополнительные комментарии.

В качестве иллюстраций подобраны открытки, изданные не позднее 1899 года а) аналогичные тем, что были приложены редакцией; б) тематически относящиеся к тексту.

Статья не является копией с перепечаток, выложенных в открытых источниках.
Авторы:
Шабельская Наталья Леонидовна
Дата:   2014-04-05
Добавил:   Янъ
Рейтинг:   0.00
Список статей
 
Отзывы членов клуба
 Добавить отзыв
 
Контакт с администрацией